О компании
Краснодар
Выбрать автоматически
Усть-Лабинск
Екатеринбург
Москва
Санкт-Петербург
Иркутск
Чебоксары
Тюмень
Тимашевск
Сыктывкар
Сургут
Пермь
Новосибирск
Курган
Красноярск
Киров
Калининград
Йошкар-Ола
Ваш город
Краснодар
Поиск
Войти
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Усилитель Audio System X-80.4D

13 мар 2017
#Обзор
Компактные и мощные усилители – это реальность. Современные технологии импульсного усиления позволяют сосредоточить немалую мощность в весьма скромном объёме, при этом практически все качественные показатели не уступают аналоговым усилителям. Всё отличие теперь в одной лишь букве D…
"Конвергенция (от лат. convergo — сближаться, сходиться в одну точку) — это процесс сближения, который подразумевает появление сходных признаков у сходящихся сторон."

КОНВЕРГЕНЦИЯ



Каюсь – в этот раз миллиметровка куда-то запропастилась, поэтому фото на простом белом фоне. Но габариты и впрямь не богатырские – ширина корпуса 180 мм, глубина (без монтажных лапок и разъёмов) – 150 мм, высота – всего 45 мм. При этом в наличии не только две пары каналов с выходной мощностью по 80 Вт, но и полноценный кроссовер с возможностью работы в полосовом режиме и широким диапазоном перестройки частот среза – как у породистого аналогового усилителя. И даже «теплое аналоговое…» Стоп, я забегаю вперёд – про тёплое поговорим в своё время.

Компоновка и конструкция усилителя вполне традиционны: слаботочные цепи и регулировки с одной стороны, силовые – с противоположной.



Сторона входов и регулировок. Для каждой пары входов – отдельные отключаемые ФНЧ (40 Гц – 4,5 кГц) и ФВЧ (20 Гц – 4,5 кГц). Для удобства установки частоты среза каждый диапазон разбит на две части. Селектор режима входов позволяет обойтись без разветвителей сигнала. Предусмотрен вход высокого уровня, для него в комплекте есть переходник. И, наконец, в паре каналов 3-4 можно использовать опционный проводной пульт дистанционного управления.



Со стороны «силового» торца вилочный предохранитель на 40 А, изолированные компрессионные винтовые разъёмы под провода питания и акустики. Питание – до 13 мм, remote и акустика – до 5 мм. Предусмотрен выход remote, что очень удобно для системы с несколькими усилителями. Кроме того, можно выбрать режим включения усилителя: по сигналу remote(постоянной составляющей сигнала высокого уровня) или по наличию низкочастотного сигнала. Включается усилитель в этом режиме практически мгновенно, задержка отключения составляет несколько минут.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Компактные усилители, это – или класс D с невысокой тактовой частотой, или класс АВ с малым током покоя, из экономии. И то и другое не идёт на пользу микродинамике и способности к воспроизведению деталей. В этом отношении X-80.4D приятно удивил. Микродинамика более чем достойная, хорош и запас мощности, мощные оркестровые «тутти» не сбиваются в кашу.

Одна из аксиом аналоговой техники – необходимость прогрева аппаратуры. Но кто бы мог подумать, что «цифровой» усилитель тоже подчиняется этому правилу? Поначалу звучание усилителя показалось несколько отстранённым и холодным, но по мере работы постепенно потеплело, став почти неотличимым от аналогового. Исчезли «колючие» нотки у флейты, звучание стало мягче и сочнее. Объяснение этому феномену нашлось при измерениях.

ИЗМЕРЕНИЯ

Заглянем в сопроводительную документацию. Там указана мощность, коэффициент гармоник (0,028%) при неизвестной мощности и диапазон рабочих частот (10 Гц – 50 кГц при неравномерности +/- 1 дБ) и диапазон регулировки чувствительности (200 мВ – 8 В). Приступаем к измерениям.



Кривые искажения на типовой нагрузке – канонические для класса D, здесь сюрпризов не оказалось. Нам микромощностях искажения растут, но не выходят за рамки приличий (чай, не сабвуферы раскачивать). В наиболее «задействованном» диапазоне мощностей до 10 Вт они минимальны. Ещё один вывод, который следует из графиков – в плане искажений предпочтительна нагрузка 4 Ом. Поэтому мостовое подключение или низкоомную нагрузку лучше оставить для сабвуфера или НЧ звена многополосной системы, где искажения менее заметны в силу особенностей акустического звена.

Сводка получается такая:

    Заявка            Факт                   
  Максимальная мощность
(4/2 Ом при КНИ 1%), Вт
  80/150   86/135
  Коэффициент нелинейных искажений
(1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), %
  -   0,03/0,075
  Коэффициент нелинейных искажений
(1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), %
  0,028   0,02
  Диапазон входной чувствительности, В               0,2-8   0,2-2,0 и
  0,8-8,0*

* Диапазон регулировки чувствительности составляет ровнёхонько 20 дБ, полный диапазон складывается из двух участков – входа линии и высокоуровневого.



ФВЧ согласно заявке перестаивается в двух поддиапазонах – 20-300 Гц и 0,3-4,5 кГц. В реальности поддиапазоны слегка перекрываются, что можно только приветствовать. Нижняя граница, правда, оказалась не 20, а 25 Гц – но не будем мелочиться из-за несчастных пяти копеек герц. Серенький график – с отключенными фильтрами.



ФВЧ также перестаивается в двух поддиапазонах. Согласно заявке – 40-300 Гц и 0,3-4,5 кГц. Диапазоны перестройки слегка перекрываются, нижняя граница получилась 45 Гц. Тоже неплохо, потому что и это значение – явно с запасом, систем с такой настройкой сабвуферного канала – единицы.

И, наконец, обещанное объяснение «тёплого лампового» поведения усилителя. Как это ни парадоксально, прогрев таинственным образом повлиял на полосу пропускания. Смотрите сами:



Так вот где «теплая аналоговая» собака порылась! Обратите внимание на ход АЧХ на верхнем конце звукового диапазона. У «свежевключенного» усилителя она имеет тенденцию к подъёму на ультразвуке, у поработавшего на небольшой мощности несколько минут становится горизонтальной (серые графики на предыдущих иллюстрациях). И после продолжительной работы на большой мощности, когда корпус «теплеет» до 40-45 градусов, на верхнем конце звукового диапазона появляется небольшой спад в 2 дБ – почти как у ламповых усилителей.

МЕД & ДЁГОТЬ

Ну что сказать? Что касается объективных показателей и субъективного впечатления, X-80.4D во многом опровергает миф о том, что маленький усилитель – это полумера. Да, у прогретого усилителя завал АЧХ немного выходит из допуска производителя, но не выходит за нормы Hi-Fi. В конце концов, вам шашечки или ехать? Важен результат, то есть качество звучания – а оно не ничем не выдаёт своего «цифрового» происхождения. Даже наоборот…

Цена вопроса: 14770 руб.

По материалам журнала Автозвук