О компании
Краснодар
Выбрать автоматически
Усть-Лабинск
Екатеринбург
Москва
Санкт-Петербург
Иркутск
Чебоксары
Тюмень
Тимашевск
Сыктывкар
Сургут
Пермь
Новосибирск
Курган
Красноярск
Киров
Калининград
Йошкар-Ола
Ваш город
Краснодар
Поиск
Войти
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Карандаши и бумага

20 дек 2014
#Тест
Тест многоканальных усилителей.

Точную математическую магнитуду слова «много» мы не только давно знаем, но не раз успели сообщить вам.
Кто забыл (бывает): для автомобильных усилителей «много» = либо 5, либо 6. Иного не дано. Когда-то были 7-канальный Soundstream и 8-канальный Phonocar, но где они теперь? Могут возразить: совсем недавно был компактный усилитель-процессор именно с восемью каналами. Возражу навстречу: там восемь были устроены так, чтобы путём вдохновенной коммутации кого в мост, кого просто так получить в итоге… пять или шесть максимум.

Есть ли разница между пяти- и шестиканальными усилителями? Вопрос не на пятёрку. Разумеется, и она намного больше, чем одна шестая. На практике пятиканальные усилители заранее и жёстко ориентированы на типовое использование. Вернее, два типовых. Фронт — тыл — саб или, для привередливых — фронт поканально и тот же саб. Поэтому пятый, непарный канал практически всегда заранее конфигурирован для сабвуфера. Он, во-первых, иногда оказывался импульсным, даже когда остальные делать импульсные не умели. Теперь школа иная: или всё импульсное, или ничего, потому что научились. Во-вторых, он мощнее парных в той или иной (иногда, опять по практике — очень иной) мере. В-третьих, там всегда другие фильтры, часто иного использования, кроме как сабвуферного, не допускающие. А, собственно, если бы были «допускающие», что бы вы сделали с пятым каналом? Определили в центральный? Не смешно.

То обстоятельство, что раньше (теперь — намного реже) сабвуферный канал многоканальника делали путём соединения в мост двух каналов, идентичных остальным четырём, ничего не меняет, поскольку сделано это внутри, на печатной плате, навек, и мы не вправе требовать от читателя столь радикального вмешательства в продукцию автозвуковой промышленности.

Иное дело — усилители, рождённые шестиканальными. Выбор их будущей профессии намного шире. Та же схема, что и у 5-канального? Без проблем, сами два канала в мост соединить сумеете? Если нет, зовите папу, он сумеет. А для совсем привередливых такой усилитель — готовый инструмент для поканального трёхполосного фронта, то есть класс «Профессионал». Зная об этом, шестиканальные аппараты никогда не делают с неотключаемыми фильтрами, давая возможность, если нельзя разрулить трёхполоску самостоятельно, сделать это снаружи — в процессоре или процессорной голове.

Участников сегодняшнего теста не слишком много, но их никогда не было слишком, вспомните, как представляют модельные ряды фирмы-производители: «пять двухканальных, 3 четырёхканальных, один — 5-канальный». Пропорция реальная. Тем не менее сегодня в тест явились два неограниченно шестиканальных аппарата. У одного даже мощность по парам распределена с прицелом на универсальность.

Где-то здесь (а то, может, и раньше) у вас должен был возникнуть вопрос про заголовок. Какая бумага, какие карандаши? Вот какие. Многоканальные усилители — это всегда много разных фильтров, даже если АЧХ всех показать разными карандашами (условно говоря), путаница возникнет такая, что график станет бесполезным. А если все необходимые кривые разогнать по разным графикам, они никуда не поместятся, потому что бумага не резиновая, чёрт бы её побрал. Ищем компромисс, бывает — находим. Вот как в этот раз. Хотели разнести кривые искажений по двум графикам — не получилось, пришлось наточить больше карандашей и свести на один. С фильтрами такое не проходит, у некоторых участников такое кроссоверное оснащение, что и двух едва хватает. Здесь даже произошла несправедливость, на которую мы пошли в стремлении избежать ещё большей несправедливости. Те самые два шестиканальника оба оснащены редкой системой аналоговой центровки звуковой сцены, с одинаковым названием FSA (Front Stage Alignment), то есть плавным регулятором фазы в одном из каналов. Если бы это нарисовать y одного из этих двух, там получилась бы нечитаемая каша. У второго можно было — но так нечестно. Решили не давать ни у одного, поэтому говорю здесь: система работает (одинаково у обоих), не волнуйтесь, а напротив, возьмите на заметку. Это, конечно, не временная коррекция, но тоже довольно любопытно.

И чтобы закончить тему о фильтрах у участников: у кого побогаче, у кого попроще, но кривых, каких нам доводится видеть немало, не было ни у одного. Сообщаю с чувством глубокого.

Программа испытаний у нас была типовая, уточню лишь, что мощность и искажения сабвуферного канала (или каналов) мы снимаем на сигнале частотой 100 Гц (в остальных — 1 кГц). На максимальную мощность это никак не влияет, на распределение искажений — влияет, значительно и своеобразно, у одних на низкой частоте гармоник становится больше, у других — меньше. На запутайтесь в разноцветье…

КОМУ — ЧТО

У некоторых первобытных племён система счёта предельно проста: «один, два, много». В нашей ситуации «много» означает «больше четырёх», поэтому в одном тесте встретились и пяти-, и шестиканальные усилители. Сравнивать, обсуждать и награждать их надо будет раздельно по двум «весовым категориям»: парные и непарные.

Пятиканальный Revolt оптимален для стандартной конфигурации «фронт + тыл + сабвуфер», причём сабвуферный канал оснащён на пятёрку с плюсом. Сходным образом оснащён и Alpine, но при той же номинальной мощности искажения в рабочем диапазоне существенно ниже — результат «цифровых» инноваций. Alpine получает нашу «Рекомендацию».

Для расширения штатных систем «малой кровью» идеально подходят два усилителя: Hertz и JBL. Оба оснащены входами высокого уровня и системой автоматического включения, а JBL ещё и системой калибровки чувствительности. Оба развивают очень серьёзную мощность, но у Hertz искажения ниже на порядок. Кроссоверное оснащение Hertz позволяет без дополнительных компонентов построить качественный двухполосный фронт с мощным сабвуфером. Поэтому Hertz становится «Фаворитом», а JBL получает недокументированный, но искренний приз симпатий редакции.

Безоговорочный «Лидер» — JL Audio. Помимо мощности, компактности и прекрасного кроссоверного оснащения, у него есть возможность дистанционно регулировать усиление во всех каналах одновременно — а это позволяет строить систему с «неавтомобильным» источником сигнала, что в наше время становится популярным.

Выявить лучший из двух шестиканальных усилителей, сходных по идеологии, оснащению и происхождению, оказалось непросто. Оба оснащены системой фазовой коррекции FSA, оба ориентированы на трёхполосный фронт (Mosconi — даже в большей степени). Audio System отличается прекрасным оснащением и продуманным распределением мощности по каналам, но искажения довольно высоки по сегодняшним меркам. У Mosconi искажения несколько ниже, но тоже существенные. Собственно, этот факт и не позволил душе инженера дать этим усилителям высшую оценку. А «Фаворита» — позволил.

Audio System X-Series X-75.6
Автор: Валерий КИМ


  Каналы Основные           Сабвуфер       
  Класс усиления   AB   AB
  Номинальная мощность по заявке (14,4 В, КНИ = 1%, 4/2 Ом), Вт                 75/90   100/190
  Максимальная мощность (12,5 В, КНИ = 1%, 4/2 Ом), Вт   88/138   116/182
  Коэфф. нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), %   0,24/0,29   0,11/0,24
  Коэфф. нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), %   0,59  
  Входная чувствительность, В   0,15 — 5,9   0,27 — 10,8
  Отношение сигнал/шум*, дБА   87   86
  Габариты (Д х Ш х В), мм   185/200 х 425/448 х 60
  *Для основных каналов по стандарту CEA-2006 (относительно 1 Вт выходной мощности).
  **Для сабвуферного канала — при подключении одного входа.


Компоновка синтетическая, от всех взято «самое-самое». Все соединения и органы управления вынесены на переднюю панель (итальянская школа), смонтированные на плате радиаторы выходных транзисторов втиснуты в вентиляционный канал в задней части корпуса (другая итальянская школа), и всё вместе охлаждается четырьмя малогабаритными вентиляторами. Торцы корпуса закрыты мощными пластиковыми законцовками с отверстиями для крепления, днище — стальное. Технологично и элегантно. В левой части корпуса расположены более мощные низкочастотные каналы, в правой — остальные. Источник питания в центре. Оснащение каждой из трёх пар каналов различно.



СЛЕВА НАПРАВО:

• Линейный вход RCA мощных каналов 5 — 6
• Коммутатор входа каналов 5 — 6 (отдельный — общий)
• Регулятор чувствительности (0,2 — 8 В)
• Регулятор частоты среза ФНЧ размечен от 50 до 300 Гц
• Переключатель обхода ФНЧ
• Фазовый корректор
• Разъём дистанционного регулятора усиления
• Угловая винтовая колодка для подключения акустики принимает провод диаметром до 2,5 мм
• Угловая винтовая колодка принимает провод питания диаметром до 9 мм, Remote — до 5 мм
• Три вилочных предохранителя по 30 А
• Угловые винтовые колодки для подключения акустики принимают провод диаметром до 2,5 мм
• Индикаторы включения и защиты
• Неотключаемый ФВЧ каналов 3 — 4 перестраивается от 20 до 200 Гц
• Переключатель обхода ФНЧ
• Регулятор частоты среза ФНЧ размечен от 50 до 250 Гц (с множителем 1 — 5 кГц)
• Переключатель множителя ФНЧ (х1/х20)
• Регулятор чувствительности каналов 3 — 4 (0,2 — 8 В)
• Неотключаемый ФВЧ каналов 1 — 2 перестраивается от 20 до 150 Гц (с множителем 0,8 — 6 кГц)
• Переключатель множителя ФВЧ (х1/х40)
• Регулятор и выключатель фазового корректора FSA в левом фронтальном канале
• Регулятор чувствительности каналов 1 — 2 (0,2 — 8 В)
• Переключатель чувствительности входов
• Переключатель режима входов
• Линейные входы RCA



Заявки по мощности в среднем подтвердились, что означает: довольно мощные основные каналы и на первый взгляд относительно скромный сабвуферный. Однако стоп! Сабвуферных-то здесь два, и их можно включить как по отдельности, так и вместе в мост, а это как минимум 350 Вт на 4 Ом. Нелинейностей в основных каналах многовато. В сабвуферных тоже, но там это не так важно.



Фильтры основных каналов любопытные: в паре 1/2 работает неотключаемый ФВЧ с неперекрывающимися поддипапзонами, в паре 3/4 (сдвинуто вниз на 10 дБ для хоть какой-нибудь ясности) — ФВЧ попроще (тоже неотключаемый) и работающий с ним одновременно (то есть как звено полосового фильтра) ФНЧ, тоже двухдиапазонный, но отключаемый. Возможностей у такой конфигурации, как вы понимаете, море разливанное…



В сабвуферных каналах (двух, не забыли?) всё по уму: ФНЧ 4-го порядка (по факту 40 — 300 Гц) и фазовый регулятор. Обратите внимание: ФНЧ можно отключить, тогда в вашем полном распоряжении два мощных широкополосных канала. Во всех каналах с первого по шестой есть небольшой подъём на 35 Гц, зачем (или почему) — не знаем.

МЁД & ДЁГОТЬ



Шесть широкополосных каналов — это готовая породистая трёхполоска на фронт. Или, как обычно, два на сабвуфер, остальные — на фронт. Для такого случая трудно недооценить конфигурацию фильтров, с ними невозможного будет мало. Искажения представляются высоковатыми, такова школа этого бренда. Система FSA — регулировка фазы в одном канале, по существу, решает задачи, обычно возлагаемые на временные задержки.

По материалам журнала Автозвук