Самые читаемые
20 дек 2014
Тест многоканальных усилителей.
Точную математическую магнитуду слова «много» мы не только давно знаем, но не раз успели сообщить вам.
Точную математическую магнитуду слова «много» мы не только давно знаем, но не раз успели сообщить вам.
Кто забыл (бывает): для автомобильных усилителей «много» = либо 5, либо 6. Иного не дано. Когда-то были 7-канальный Soundstream и 8-канальный Phonocar, но где они теперь? Могут возразить: совсем недавно был компактный усилитель-процессор именно с восемью каналами. Возражу навстречу: там восемь были устроены так, чтобы путём вдохновенной коммутации кого в мост, кого просто так получить в итоге… пять или шесть максимум.
Есть ли разница между пяти- и шестиканальными усилителями? Вопрос не на пятёрку. Разумеется, и она намного больше, чем одна шестая. На практике пятиканальные усилители заранее и жёстко ориентированы на типовое использование. Вернее, два типовых. Фронт — тыл — саб или, для привередливых — фронт поканально и тот же саб. Поэтому пятый, непарный канал практически всегда заранее конфигурирован для сабвуфера. Он, во-первых, иногда оказывался импульсным, даже когда остальные делать импульсные не умели. Теперь школа иная: или всё импульсное, или ничего, потому что научились. Во-вторых, он мощнее парных в той или иной (иногда, опять по практике — очень иной) мере. В-третьих, там всегда другие фильтры, часто иного использования, кроме как сабвуферного, не допускающие. А, собственно, если бы были «допускающие», что бы вы сделали с пятым каналом? Определили в центральный? Не смешно.
То обстоятельство, что раньше (теперь — намного реже) сабвуферный канал многоканальника делали путём соединения в мост двух каналов, идентичных остальным четырём, ничего не меняет, поскольку сделано это внутри, на печатной плате, навек, и мы не вправе требовать от читателя столь радикального вмешательства в продукцию автозвуковой промышленности.
Иное дело — усилители, рождённые шестиканальными. Выбор их будущей профессии намного шире. Та же схема, что и у 5-канального? Без проблем, сами два канала в мост соединить сумеете? Если нет, зовите папу, он сумеет. А для совсем привередливых такой усилитель — готовый инструмент для поканального трёхполосного фронта, то есть класс «Профессионал». Зная об этом, шестиканальные аппараты никогда не делают с неотключаемыми фильтрами, давая возможность, если нельзя разрулить трёхполоску самостоятельно, сделать это снаружи — в процессоре или процессорной голове.
Участников сегодняшнего теста не слишком много, но их никогда не было слишком, вспомните, как представляют модельные ряды фирмы-производители: «пять двухканальных, 3 четырёхканальных, один — 5-канальный». Пропорция реальная. Тем не менее сегодня в тест явились два неограниченно шестиканальных аппарата. У одного даже мощность по парам распределена с прицелом на универсальность.
Где-то здесь (а то, может, и раньше) у вас должен был возникнуть вопрос про заголовок. Какая бумага, какие карандаши? Вот какие. Многоканальные усилители — это всегда много разных фильтров, даже если АЧХ всех показать разными карандашами (условно говоря), путаница возникнет такая, что график станет бесполезным. А если все необходимые кривые разогнать по разным графикам, они никуда не поместятся, потому что бумага не резиновая, чёрт бы её побрал. Ищем компромисс, бывает — находим. Вот как в этот раз. Хотели разнести кривые искажений по двум графикам — не получилось, пришлось наточить больше карандашей и свести на один. С фильтрами такое не проходит, у некоторых участников такое кроссоверное оснащение, что и двух едва хватает. Здесь даже произошла несправедливость, на которую мы пошли в стремлении избежать ещё большей несправедливости. Те самые два шестиканальника оба оснащены редкой системой аналоговой центровки звуковой сцены, с одинаковым названием FSA (Front Stage Alignment), то есть плавным регулятором фазы в одном из каналов. Если бы это нарисовать y одного из этих двух, там получилась бы нечитаемая каша. У второго можно было — но так нечестно. Решили не давать ни у одного, поэтому говорю здесь: система работает (одинаково у обоих), не волнуйтесь, а напротив, возьмите на заметку. Это, конечно, не временная коррекция, но тоже довольно любопытно.
И чтобы закончить тему о фильтрах у участников: у кого побогаче, у кого попроще, но кривых, каких нам доводится видеть немало, не было ни у одного. Сообщаю с чувством глубокого.
Программа испытаний у нас была типовая, уточню лишь, что мощность и искажения сабвуферного канала (или каналов) мы снимаем на сигнале частотой 100 Гц (в остальных — 1 кГц). На максимальную мощность это никак не влияет, на распределение искажений — влияет, значительно и своеобразно, у одних на низкой частоте гармоник становится больше, у других — меньше. На запутайтесь в разноцветье…
КОМУ — ЧТО
У некоторых первобытных племён система счёта предельно проста: «один, два, много». В нашей ситуации «много» означает «больше четырёх», поэтому в одном тесте встретились и пяти-, и шестиканальные усилители. Сравнивать, обсуждать и награждать их надо будет раздельно по двум «весовым категориям»: парные и непарные.
Пятиканальный Revolt оптимален для стандартной конфигурации «фронт + тыл + сабвуфер», причём сабвуферный канал оснащён на пятёрку с плюсом. Сходным образом оснащён и Alpine, но при той же номинальной мощности искажения в рабочем диапазоне существенно ниже — результат «цифровых» инноваций. Alpine получает нашу «Рекомендацию».
Для расширения штатных систем «малой кровью» идеально подходят два усилителя: Hertz и JBL. Оба оснащены входами высокого уровня и системой автоматического включения, а JBL ещё и системой калибровки чувствительности. Оба развивают очень серьёзную мощность, но у Hertz искажения ниже на порядок. Кроссоверное оснащение Hertz позволяет без дополнительных компонентов построить качественный двухполосный фронт с мощным сабвуфером. Поэтому Hertz становится «Фаворитом», а JBL получает недокументированный, но искренний приз симпатий редакции.
Безоговорочный «Лидер» — JL Audio. Помимо мощности, компактности и прекрасного кроссоверного оснащения, у него есть возможность дистанционно регулировать усиление во всех каналах одновременно — а это позволяет строить систему с «неавтомобильным» источником сигнала, что в наше время становится популярным.
Выявить лучший из двух шестиканальных усилителей, сходных по идеологии, оснащению и происхождению, оказалось непросто. Оба оснащены системой фазовой коррекции FSA, оба ориентированы на трёхполосный фронт (Mosconi — даже в большей степени). Audio System отличается прекрасным оснащением и продуманным распределением мощности по каналам, но искажения довольно высоки по сегодняшним меркам. У Mosconi искажения несколько ниже, но тоже существенные. Собственно, этот факт и не позволил душе инженера дать этим усилителям высшую оценку. А «Фаворита» — позволил.
Audio System X-Series X-75.6
СЛЕВА НАПРАВО:
• Линейный вход RCA мощных каналов 5 — 6
• Коммутатор входа каналов 5 — 6 (отдельный — общий)
• Регулятор чувствительности (0,2 — 8 В)
• Регулятор частоты среза ФНЧ размечен от 50 до 300 Гц
• Переключатель обхода ФНЧ
• Фазовый корректор
• Разъём дистанционного регулятора усиления
• Угловая винтовая колодка для подключения акустики принимает провод диаметром до 2,5 мм
• Угловая винтовая колодка принимает провод питания диаметром до 9 мм, Remote — до 5 мм
• Три вилочных предохранителя по 30 А
• Угловые винтовые колодки для подключения акустики принимают провод диаметром до 2,5 мм
• Индикаторы включения и защиты
• Неотключаемый ФВЧ каналов 3 — 4 перестраивается от 20 до 200 Гц
• Переключатель обхода ФНЧ
• Регулятор частоты среза ФНЧ размечен от 50 до 250 Гц (с множителем 1 — 5 кГц)
• Переключатель множителя ФНЧ (х1/х20)
• Регулятор чувствительности каналов 3 — 4 (0,2 — 8 В)
• Неотключаемый ФВЧ каналов 1 — 2 перестраивается от 20 до 150 Гц (с множителем 0,8 — 6 кГц)
• Переключатель множителя ФВЧ (х1/х40)
• Регулятор и выключатель фазового корректора FSA в левом фронтальном канале
• Регулятор чувствительности каналов 1 — 2 (0,2 — 8 В)
• Переключатель чувствительности входов
• Переключатель режима входов
В сабвуферных каналах (двух, не забыли?) всё по уму: ФНЧ 4-го порядка (по факту 40 — 300 Гц) и фазовый регулятор. Обратите внимание: ФНЧ можно отключить, тогда в вашем полном распоряжении два мощных широкополосных канала. Во всех каналах с первого по шестой есть небольшой подъём на 35 Гц, зачем (или почему) — не знаем.
Есть ли разница между пяти- и шестиканальными усилителями? Вопрос не на пятёрку. Разумеется, и она намного больше, чем одна шестая. На практике пятиканальные усилители заранее и жёстко ориентированы на типовое использование. Вернее, два типовых. Фронт — тыл — саб или, для привередливых — фронт поканально и тот же саб. Поэтому пятый, непарный канал практически всегда заранее конфигурирован для сабвуфера. Он, во-первых, иногда оказывался импульсным, даже когда остальные делать импульсные не умели. Теперь школа иная: или всё импульсное, или ничего, потому что научились. Во-вторых, он мощнее парных в той или иной (иногда, опять по практике — очень иной) мере. В-третьих, там всегда другие фильтры, часто иного использования, кроме как сабвуферного, не допускающие. А, собственно, если бы были «допускающие», что бы вы сделали с пятым каналом? Определили в центральный? Не смешно.
То обстоятельство, что раньше (теперь — намного реже) сабвуферный канал многоканальника делали путём соединения в мост двух каналов, идентичных остальным четырём, ничего не меняет, поскольку сделано это внутри, на печатной плате, навек, и мы не вправе требовать от читателя столь радикального вмешательства в продукцию автозвуковой промышленности.
Иное дело — усилители, рождённые шестиканальными. Выбор их будущей профессии намного шире. Та же схема, что и у 5-канального? Без проблем, сами два канала в мост соединить сумеете? Если нет, зовите папу, он сумеет. А для совсем привередливых такой усилитель — готовый инструмент для поканального трёхполосного фронта, то есть класс «Профессионал». Зная об этом, шестиканальные аппараты никогда не делают с неотключаемыми фильтрами, давая возможность, если нельзя разрулить трёхполоску самостоятельно, сделать это снаружи — в процессоре или процессорной голове.
Участников сегодняшнего теста не слишком много, но их никогда не было слишком, вспомните, как представляют модельные ряды фирмы-производители: «пять двухканальных, 3 четырёхканальных, один — 5-канальный». Пропорция реальная. Тем не менее сегодня в тест явились два неограниченно шестиканальных аппарата. У одного даже мощность по парам распределена с прицелом на универсальность.
Где-то здесь (а то, может, и раньше) у вас должен был возникнуть вопрос про заголовок. Какая бумага, какие карандаши? Вот какие. Многоканальные усилители — это всегда много разных фильтров, даже если АЧХ всех показать разными карандашами (условно говоря), путаница возникнет такая, что график станет бесполезным. А если все необходимые кривые разогнать по разным графикам, они никуда не поместятся, потому что бумага не резиновая, чёрт бы её побрал. Ищем компромисс, бывает — находим. Вот как в этот раз. Хотели разнести кривые искажений по двум графикам — не получилось, пришлось наточить больше карандашей и свести на один. С фильтрами такое не проходит, у некоторых участников такое кроссоверное оснащение, что и двух едва хватает. Здесь даже произошла несправедливость, на которую мы пошли в стремлении избежать ещё большей несправедливости. Те самые два шестиканальника оба оснащены редкой системой аналоговой центровки звуковой сцены, с одинаковым названием FSA (Front Stage Alignment), то есть плавным регулятором фазы в одном из каналов. Если бы это нарисовать y одного из этих двух, там получилась бы нечитаемая каша. У второго можно было — но так нечестно. Решили не давать ни у одного, поэтому говорю здесь: система работает (одинаково у обоих), не волнуйтесь, а напротив, возьмите на заметку. Это, конечно, не временная коррекция, но тоже довольно любопытно.
И чтобы закончить тему о фильтрах у участников: у кого побогаче, у кого попроще, но кривых, каких нам доводится видеть немало, не было ни у одного. Сообщаю с чувством глубокого.
Программа испытаний у нас была типовая, уточню лишь, что мощность и искажения сабвуферного канала (или каналов) мы снимаем на сигнале частотой 100 Гц (в остальных — 1 кГц). На максимальную мощность это никак не влияет, на распределение искажений — влияет, значительно и своеобразно, у одних на низкой частоте гармоник становится больше, у других — меньше. На запутайтесь в разноцветье…
КОМУ — ЧТО
У некоторых первобытных племён система счёта предельно проста: «один, два, много». В нашей ситуации «много» означает «больше четырёх», поэтому в одном тесте встретились и пяти-, и шестиканальные усилители. Сравнивать, обсуждать и награждать их надо будет раздельно по двум «весовым категориям»: парные и непарные.
Пятиканальный Revolt оптимален для стандартной конфигурации «фронт + тыл + сабвуфер», причём сабвуферный канал оснащён на пятёрку с плюсом. Сходным образом оснащён и Alpine, но при той же номинальной мощности искажения в рабочем диапазоне существенно ниже — результат «цифровых» инноваций. Alpine получает нашу «Рекомендацию».
Для расширения штатных систем «малой кровью» идеально подходят два усилителя: Hertz и JBL. Оба оснащены входами высокого уровня и системой автоматического включения, а JBL ещё и системой калибровки чувствительности. Оба развивают очень серьёзную мощность, но у Hertz искажения ниже на порядок. Кроссоверное оснащение Hertz позволяет без дополнительных компонентов построить качественный двухполосный фронт с мощным сабвуфером. Поэтому Hertz становится «Фаворитом», а JBL получает недокументированный, но искренний приз симпатий редакции.
Безоговорочный «Лидер» — JL Audio. Помимо мощности, компактности и прекрасного кроссоверного оснащения, у него есть возможность дистанционно регулировать усиление во всех каналах одновременно — а это позволяет строить систему с «неавтомобильным» источником сигнала, что в наше время становится популярным.
Выявить лучший из двух шестиканальных усилителей, сходных по идеологии, оснащению и происхождению, оказалось непросто. Оба оснащены системой фазовой коррекции FSA, оба ориентированы на трёхполосный фронт (Mosconi — даже в большей степени). Audio System отличается прекрасным оснащением и продуманным распределением мощности по каналам, но искажения довольно высоки по сегодняшним меркам. У Mosconi искажения несколько ниже, но тоже существенные. Собственно, этот факт и не позволил душе инженера дать этим усилителям высшую оценку. А «Фаворита» — позволил.
Audio System X-Series X-75.6
Автор: Валерий КИМ
Каналы | Основные |
Сабвуфер |
Класс усиления | AB | AB |
Номинальная мощность по заявке (14,4 В, КНИ = 1%, 4/2 Ом), Вт | 75/90 | 100/190 |
Максимальная мощность (12,5 В, КНИ = 1%, 4/2 Ом), Вт | 88/138 | 116/182 |
Коэфф. нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), % | 0,24/0,29 | 0,11/0,24 |
Коэфф. нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), % | 0,59 | |
Входная чувствительность, В | 0,15 — 5,9 | 0,27 — 10,8 |
Отношение сигнал/шум*, дБА | 87 | 86 |
Габариты (Д х Ш х В), мм | 185/200 х 425/448 х 60 | |
*Для основных каналов по стандарту CEA-2006 (относительно 1 Вт выходной мощности). | ||
**Для сабвуферного канала — при подключении одного входа. |
Компоновка синтетическая, от всех взято «самое-самое». Все соединения и органы управления вынесены на переднюю панель (итальянская школа), смонтированные на плате радиаторы выходных транзисторов втиснуты в вентиляционный канал в задней части корпуса (другая итальянская школа), и всё вместе охлаждается четырьмя малогабаритными вентиляторами. Торцы корпуса закрыты мощными пластиковыми законцовками с отверстиями для крепления, днище — стальное. Технологично и элегантно. В левой части корпуса расположены более мощные низкочастотные каналы, в правой — остальные. Источник питания в центре. Оснащение каждой из трёх пар каналов различно.
СЛЕВА НАПРАВО:
• Линейный вход RCA мощных каналов 5 — 6
• Коммутатор входа каналов 5 — 6 (отдельный — общий)
• Регулятор чувствительности (0,2 — 8 В)
• Регулятор частоты среза ФНЧ размечен от 50 до 300 Гц
• Переключатель обхода ФНЧ
• Фазовый корректор
• Разъём дистанционного регулятора усиления
• Угловая винтовая колодка для подключения акустики принимает провод диаметром до 2,5 мм
• Угловая винтовая колодка принимает провод питания диаметром до 9 мм, Remote — до 5 мм
• Три вилочных предохранителя по 30 А
• Угловые винтовые колодки для подключения акустики принимают провод диаметром до 2,5 мм
• Индикаторы включения и защиты
• Неотключаемый ФВЧ каналов 3 — 4 перестраивается от 20 до 200 Гц
• Переключатель обхода ФНЧ
• Регулятор частоты среза ФНЧ размечен от 50 до 250 Гц (с множителем 1 — 5 кГц)
• Переключатель множителя ФНЧ (х1/х20)
• Регулятор чувствительности каналов 3 — 4 (0,2 — 8 В)
• Неотключаемый ФВЧ каналов 1 — 2 перестраивается от 20 до 150 Гц (с множителем 0,8 — 6 кГц)
• Переключатель множителя ФВЧ (х1/х40)
• Регулятор и выключатель фазового корректора FSA в левом фронтальном канале
• Регулятор чувствительности каналов 1 — 2 (0,2 — 8 В)
• Переключатель чувствительности входов
• Переключатель режима входов
• Линейные входы RCA
Заявки по мощности в среднем подтвердились, что означает: довольно мощные основные каналы и на первый взгляд относительно скромный сабвуферный. Однако стоп! Сабвуферных-то здесь два, и их можно включить как по отдельности, так и вместе в мост, а это как минимум 350 Вт на 4 Ом. Нелинейностей в основных каналах многовато. В сабвуферных тоже, но там это не так важно.
Фильтры основных каналов любопытные: в паре 1/2 работает неотключаемый ФВЧ с неперекрывающимися поддипапзонами, в паре 3/4 (сдвинуто вниз на 10 дБ для хоть какой-нибудь ясности) — ФВЧ попроще (тоже неотключаемый) и работающий с ним одновременно (то есть как звено полосового фильтра) ФНЧ, тоже двухдиапазонный, но отключаемый. Возможностей у такой конфигурации, как вы понимаете, море разливанное…
В сабвуферных каналах (двух, не забыли?) всё по уму: ФНЧ 4-го порядка (по факту 40 — 300 Гц) и фазовый регулятор. Обратите внимание: ФНЧ можно отключить, тогда в вашем полном распоряжении два мощных широкополосных канала. Во всех каналах с первого по шестой есть небольшой подъём на 35 Гц, зачем (или почему) — не знаем.
МЁД & ДЁГОТЬ
Шесть широкополосных каналов — это готовая породистая трёхполоска на фронт. Или, как обычно, два на сабвуфер, остальные — на фронт. Для такого случая трудно недооценить конфигурацию фильтров, с ними невозможного будет мало. Искажения представляются высоковатыми, такова школа этого бренда. Система FSA — регулировка фазы в одном канале, по существу, решает задачи, обычно возлагаемые на временные задержки.
По материалам журнала Автозвук